Из категории: Реабилитация

Интерактивная программа оказания помощи семье с химической зависимостью одного из членов семьи

В статье осуществляется обоснование интегративной программы в работе с созависимыми в
преодолении химической зависимости близких членов семьи. Содержание программы раскрыто
методологически и организационно в совокупности выделенных подпрограмм целевой аудитории.

Интегративная программа «Психокоррекция зависимого и созависимого поведения в дисфункциональной семье с элементами психотерапии» в «Автономной некоммерческой организации по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни «Заря» апробируется с 2014 года и состоит из четырех подпрограмм ориентированных на разные целевые аудитории:
➢ созависимые ‒ близкие родственники химически зависимых членов семьи.
Цель подпрограммы: медико- психологическое сопровождение в преодолении комплекса созависимости и актуализации личностных ресурсов.
➢ химически зависимые члены дисфункциональной стационарно проходящие курс реабилитации по программе 12 шагов (1-3 шаги).
Цель подпрограммы: дополнительное включение в реабилитационную программу 12 шагов (адаптация программы 12 шагов) медико- психологической помощи химически зависимым членам семьи, напрямую влияющей на качество реабилитации в прохождении первых трех шагов (коррекция сопутствующих зависимости проблем).
➢ химически зависимые члены семьи, проходящие добровольную реабилитацию по программе 12-шагов (4-5 шаги).
Цель подпрограммы: постреабилитационное медико-психологическое сопровождение химически зависимых членов семьи, прошедших первые три шага реабилитации в усилении мотивации становления устойчивой ремиссии, профилактике рецидива и социальной адаптации.
➢ консультанты из числа успешно прошедших реабилитацию и находящихся в устойчивой ремиссии (6-12 шаги).
Цель подпрограммы: подготовка консультантов для практической работы (освоение технологий и методов консультирования и продвижения в написании шагов) с химически зависимыми, стационарно проходящими курс реабилитации по программе 12 шагов (1-3 шаги).
Методология разработки и реализации программы «Психокоррекция зависимого и созависимого поведения в дисфункциональной семье с элементами психотерапии» осуществляется на основе интегративного подхода, который объединяет воздействующую систему коррекционных и психотерапевтических методов, психотехник, практик, умений и навыков сопровождения зависимых и созависимых в период реабилитации зависимых членов семьи и оказание помощи в преодолении симптомокомлексов. Интегративный подход позволяет объединить самоорганизацию и субъектную реальность зависимых и созависимых членов семьи в интегративное образование, определяющее эмоциональные, когнитивные и поведенческие особенности реагирования на стимульное содержание внутренней и внешней среды.
Перечислим принципы построения интегративной программы оказания медико- психологической помощи дисфункциональной семье с химической зависимостью одного из членов семьи в «Автономной некоммерческой организации по профилактике социально значимых заболеваний и пропаганде здорового образа жизни «Заря»:
• комплексности методов психологического воздействия (консультирование, коррекция, психотерапия);
• единства диагностики и коррекции;
• приоритетности коррекции и психотерапии каузального типа;
• позитивности (центрирование на положительном опыте);
• соотнесенности интенсивности коррекционного действия ‒ интенсивности действий личности психолога ‒ уровня психических возможностей зависимого и созависимого;
• потенциальности (мобилизации ресурсов для преодоления симптомокомплекса зависимости и созависимости);
• сочетания групповой и индивидуальной работы;
• организации «двойной терапевтической среды» (сочетания посещения группы и анонимной группы само и взаимопомощи по районам г. Челябинска).
Методы, техники и практики преодоления зависимости и созависимости:
— методы релаксации; техника символической визуализации; вербализация и «вентиляция чувств»; установление логических взаимосвязей в последовательности ситуаций и событий, определивших формирование зависимости и созависимости; метод аналогий (сказки, притчи, пословицы, поговорки); метод творческого самовыражения в рисовании и лепке; метод системных расстановок по Б. Хеллингеру; обратная связь;
— элементы гештальт-терапии (достижение облегчения доступа к чувствам, сознательного отказа от непродуктивных форм поведения, непосредственного процессуального проживания проблемы);
— элементы арттерапии, метод фрактального рисунка;
— элементы психосинтеза Р. Асаджиоли (метод разотождествления и работа с субличностями);
— элементы трансактного анализа (анализ внутрисемейных сценариев жизни зависимых и созависимых, манипуляций, игр, фиксированных эмоциональных установок);
— элементы тренинга (коммуникативный, резистентности, анти стресс-тренинг).
Каждая подпрограмма состоит из двух разделов: медицинский и психологический. Медицинский раздел составляет информационный блок, психологический раздел включает три блока – информационный, диагностический и коррекционно-психотерапевтический.
Занятия-встречи в разделе с медицинским содержанием − лекционные, занятия-встречи в разделе с психологическим содержанием лекционные и практические.
Практические занятия, следуя принципу соотнесения интенсивности, тематически и содержательно формулируется не как одно занятие, а как группа занятий, количество которых будет зависеть от целевой аудитории и дополнительно, опираясь на структуру практического занятия, разработаны группы упражнений (вступительная, основная, заключительная части занятия).
Таким образом, соблюдается общая структура четырех подпрограмм и целостность всей программы. Системно направленная программа долгосрочной реабилитации на семью, имеет больший эффект, чем стратегии, направленные только на зависимых, или только на созависимых, сокращается не только во времени, но и увеличивая процент успешной адаптации в социуме.

Авторы:
С.А. ПАКУЛИНА, ЧОЦСЗ «Семья», г. Челябинск, Россия

Д.А. ЛАЗАРЕВ, г. Челябинск, Россия

Опубликовано: Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №2(13) Т.1 2016
Копирование запрещено законом об авторском праве.